Шраманы. Времена предшествующие буддизму.

Здесь обсуждают все другие религии и течения, которые не вошли в другие разделы. Викканство и Даосизм
Ответить
Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 11 июл 2015, 11:15
Репутация: 1
Пол:

Шраманы. Времена предшествующие буддизму.

Сообщение Арджуна » 27 ноя 2015, 23:49

С 6 по 3 век, в Индии существовали обособленные практикующие, которые по тем или инным причинам не признавали брахманизм и создавали или искали ему альтернативные версии.

Шраманы представляли собой отшельников, йогинов или путешествующих мудрецов, нередко связанных с аскетизмом и довольно простым образом жизни. Собираясь, они свободно обменивались знаниями и опытом в духовной практике, вели философские разговоры.

Одним из шраманов был Сиддхартха Гаутама- основатель буддизма и Махавира, его современник, основатель джайнизма.

Первые общины буддистов тоже складывались из шраманов, принявших взгляды буддизма. В то время их не называли буддистами, а продолжали называть шраманами.

Тех, кто вел достаточно продолжительную практику отшельника-мудреца, более 10 лет, и имел большой опыт называли старейшим - тхера. Отсюда название одной из старейших школ буддизма Тхеравада.

В третьем веке до нашей эры, во времена царя Ашоки, в писаниях говорится о двух видах благочастивой деятельности брахманской и шраманской.

Ведические и брахманские ритуалы были перегружены. А шраманы считали необходимым проверять духовные истины на практике и отказывались слепо верить в догматы брахманизма, подвергали пересмотру религиозные и культурные ценности.

Такой глубокий пересмотр довольно сильно обогатил практикующих духовное развитие и на пике своем, в 6 веке привел к возникновению буддизма, и не только, было создано очень много учений и школ в то время.

Все это происходило на почве политического и социального кризиса индийцев того времени. Существовало около 16 государств, которые постоянно враждавали между собой.

Довольно похожая ситуация происходит и сейчас. Когда основные религии не отвечают потребностям общества, перегружены догматами и почитанием личностей прошлого, обилием ритуалов и прочих сложностей. Для большинства людей, нужна работающая и понятная методика для самосовершенствования, духовного развития или как минимум система взглядов, объясняющая их жизнь, правильно расставляющая приоритеты и жизненные ценности.

Некоторые из практикующих в современном мире, изучая разные виды религий, или систем практики, не находят полного отражения для себя и продолжают либо искать, либо отсекать лишнее, упрощая и сохраняя лишь то, что действительно работает.

Данная заметка, краткое изложение о шраманах и временах предшествующих буддизму. Считаю, что самостоятельный поиск и исследования - вещь довольно интересная и нужная.

Добавлено спустя 4 часа 14 минут 12 секунд:
Фрагмент об обучении Гаутама Будды у Арада:

Обу­чение у шрамана Арады

Покинув мир, Гаутама сначала прибыл туда, где жил шраман из брахманов Рашвата. Здесь было много хижин, где жили отшельники, занимаясь суровой аскезой.

Потом Он достиг Вайшали, места, где аскет Арада Калама обучал своих учеников погружаться в сферу лишённую признаков. Бодхисаттва выразил желание стать его учеником. Прежде всего Он спросил Араду Каламу, как избавиться от ста­рости, болезни и смерти.

Арада Калама ответил Гаутаме так: «Это достигает­ся познанием происхождения нашего смертного бытия и возвратом к Истоку. То, что рождается и стареет, то, что подвластно неволе и смер­ти — есть обнаруженное или проявленное, тогда как не обнаруженное, не проявив­шееся — противоположно этому. Неведение, достоинства и недостатки прошлых деяний и желание — вот причины бытия. Пребывающий в области этой триады не достигает сути вещей. Пять препятствий стоят у него на пути к освобождению: эгоизм, ложные воззрения, ложные методы освобождения, привязанность к внешним вещам и тяготение к бытию, что порождает только новое рождение — таков пятеричный источник великого обмана, соблазна, двойственности. Познай , что смерть и рождение — самообман, ясно уразумей, что же­лание есть великий самообман. Живущий подобен младенцу укутаному пелен­ками пятеричного невежества , - омраченности, страсти, ненависти, гордыни и зависти. Он переходит из одного рождения в другое. Человек странствует в мирах воплощен­ного бытия, в мирах, изобилующих горем, очарованный мечтою, о том, будто он владыка, он — слушатель, он — мыс­литель, он — причина и следствие. Для избавления от этого дурманящего заблуждения, помни, что в отсутствии причины заложено и отсутствие следствия; познай мудрец, жаждущий избавления, четыре вещи: просветленное и непросвет­ленное, проявленное и непроявленное, и должным образом познай их. Отри­нув все ложные воззрения, предайся рассуждениям о Высшем Абсолюте, Брахмане, выполняй строгий порядок священного познания для до­стижения области бессмертия...»

«Как и где, в таком случае, нужно вести эту жизнь священного познания и до каких пределов простирать ее? — снова спросил Гаутама. Арада сказал:

«Прежде всего, благочестивый, покинувший дом свой и ставший нищим, неукос­нительно поддерживай определенные правила поведения в течение всей жизни, довольствуйся милостыней, живи в уединении. Будь равнодушен ко всем чувствам, размышляй над священными текстами, довольствуйся собой. Тот, кто знает, что страх исходит из страсти и что высшее блаженство — в бес­страстии, старается подавлением всех чувств установить спокойствие духа. Так приходит первая ступень созерцания и обладание новым, неведомым переживанием самадхи в мире Брахмана, которому еще присуще наслаждение. Мудрый, зная, что это состояние одурманивает дух, восходит до второй ступени дхьяны, чуждой этого состояния, но имеющей свое собственное блаженство, особое переживание благости — Абхасур. Тот, кто осво­бодит свой дух и от этого восторга, — достигнет третьей ступени созерцания, блаженной, но без примеси удовольствия. Здесь останавливаются многие шраманские учителя, полагая, что истинное освобождение наступило, так как радость и скорбь остались позади, и работы мысли нет. Достигший такого состояния и в равной мере не желающий его и не пренебрегающий им,— получает четвертую ступень дхьяны, недоступную уже никакому удовольствию и скорби. Возвышаясь и за эти пределы мудрец поднимется к еще более высшей мудрости, с целью упразднить всякую телесность, ему чужда уже всякая форма, всякое проявление во внешнем. И вот тогда Атман, душа, вырвавшаяся из тела, как птица из клетки, освобождается. Это есть состояние Верховного Брахмана, вечного, чуждого любых признаков, качественно неопределенного. Таковы средства освобождения, которые я указал тебе, если ты постиг их и одобрил, действуй соответственно».

Бодхисаттва стал практиковать и достиг ступени погруженности, о которой учил этот шраман. Арада предложил ему совместно обучать учеников.

Однако Гаутама понял, что учение Арады , утонченное и выдающееся, не является окончательным, так как не учит, как нужно освобождаться от Атмана.

«Мне пришла мысль, — вспоминал позже Гаутама, — что это учение не ведет к отречению от сансары, не ведет к концу воли и желания, к распаду понятий, к прекращению страдания, прозрению и полному Пробуждению , к угасанию заблуждения . Оно ведет лишь к появлению в области не-бытия, а к самому не-бытию не ведет».

Он обратился Араде: «Ведь я, Арада, ищу полного освобождения, которое не допускает никакого возвращения к сансаре и ее суете, в то время как ты, не допуская никакого возврата в мир сансары, обещаешь достижение некоего последнего состояния бытия, состояния Великого Брахмана, полного покоя, без начала и конца, без пределов и границ, без первого и последнего. При всей неопределенности и бесформенности — это не-бытие есть все же «бытие», а стало быть сансара. Я ищу Того, где не может быть речи ни о смерти, ни о рождении, ни о бытии, ни о не-бытии, ни о вечности, ни о не-вечности. Атман, хотя и освобожденный от принципа развития и от усло­вий его, все же подвержен рождениям, душе придется быть носителем семени, ей присущ еще зародыш.. Дхарма рождения или элемент сознания скрывает в себе, подобно зародышу, другую дхарму. Ты, Арада, говоришь, что наше «Я», став чистым, получает истинное освобождение. Но если мы, хотя бы и после распада нашей временной телесной личности, в будущем вновь встретимся с сочетанием причины и следствия, происходящих от прошлых существований, тогда опять появится возврат к путям рождения: точно как зародыш или семя, в котором элементы Земля, Огонь, Вода и Ветер — четыре стихии, казалось бы, уничтожили жизненное начало. Но, при встрече с благоприятными обстоятельствами, без видимой причины — оно оживает, в силу присущей ему способности к жизни, в силу жажды бытия! Достижение твоего предполагаемого освобождения, в котором есть идея личности и живого существа, не несёт конечного освобождения от возможности вернуться к проявленному бытию. Большинство людей еще не упразднило представления об Атмане , пусть и очистив его. Не может быть полного освобождения, пока длится представление об Атмане. В нём нет истинного отказа от себялюбия, эгоизма. Пока ум не освободится от любых качеств, свойств и определений свободы не будет. Вот почему я утверждаю, что полное достижение моей цели — освобождение от цепей бытия — может быть найдено только в устранении всего.»

Арада Калама выслушал, и возражать не стал. Ботхисаттва отправился дальше.
Добавлено спустя 1 день 8 часов 13 минут 50 секунд:
Это иллюзорное тело,
Этот дом сновидений –
Лишь явления в пустоте.
Раз никогда не было начала,
Как может быть конец?
Цепляться за чувства,
Значит блуждать от иллюзии к иллюзии.
Чувства появляются и увядают во внешнем,
Заполняя собой три царства мира.
Не мешкая, призови пробужденных учителей,
Приблизься к утвердившимся в истине.
Исследуй свое сознание и тело,
И исчезнет то, что сковывает тебя.
Освободись и от воспринимающего и от его объектов,
Не стремись к ним и не удерживай в памяти.
Когда сознание свободно от беспокойства,
И действие, и бездействие окутаны безмятежностью и покоем.
Когда единое сознание ничем не потревожено,
Мириады вещей пребывают в недеянии.

Яншань

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Другие верования»