Иудеи - еретики?

Тора, Талмуд, синагога, Давид, евреи... Обсуждение вопросов о иудаизме

Аватара пользователя
Главный редактор журнала ТМ
Сообщения: 2722
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 19:47
Репутация: 230
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Шуламит » 03 июн 2012, 08:18

Sinais
Я профессионально не занимаюсь историей, не знаю, какие источники и насколько можно считать авторитетными, но вот то, о чём я говорила насчёт аккадцев и шумеров:
"Территория Нижней Месопотамии была заселена шумерами в середине IV тысячелетия до нашей эры. В начале III тысячелетия до нашей эры в земли Верхней Месопотамии, предположительно, с Аравийского полуострова, переселяются восточные семиты - предки аккадцев. Со временем они заимствуют у шумеров письменность, приспособив её под свой язык, а также мифологию и образ жизни."
Это сначала. Но позднее
"В XXVII веке до нашей эры семиты составляют большинство населения в верховьях Тигра и Евфрата."
"Со временем аккадский язык получил большее распространение, что было связано с его относительной простотой и возможностью использования как средства межэтнического общения. После создания державы Саргона он получает статус государственного. Однако пик семитизации шумеров приходится на последующую эпоху - третьей династии Ура. Итогом этих процессов стало формирование новой цивилизации - Вавилона (из потомков шумеров и аккадцев) и Ассирии (ассирийцы - потомки семитского населения северной части региона)."
Возможно, это и не что-то принципиально новое, но, тем не менее, аккадский язык заменил шумерский, а культуры перемешались.
Источники: Тураев Б.А. "История Древнего Востока", том 1; С. Крамер "Шумеры. Первая цивилизация на Земле".

А вот про третью династию Ура:
"Царская династия, правившая в древнем шумерском городе Ур (Южное Междуречье) ... около 2112 до н.э. - 2003 до н. э.". "Царство Шумера и Аккада".
"Несмотря на подчёркнутый шумерский характер и то, что в официальном употреблении был только шумерский язык, на самом деле царство ... было результатом синтеза шумерской и аккадской традиций, хотя и за доминированием первой, а в живом общении аккадский продолжал вытеснять шумерский." "Среди шумеров были сильны патриотические и националистические настроения, которые требовали возвращения к старым, исконно шумерским, порядкам." Но, несмотря на это, "огромное влияние на представления о власти составил Аккадский период и его деспотические цари. Можно утверждать, что фактически цари третьей династии Ура, декларируя свою "шумерскость", политически скорее следовали Саргону ..., а в живом общении основным языком был именно аккадский, а не шумерский. Поэтому, несмотря на доминирование шумерской культуры, государство Шумера и Аккада было в действительности синтезом двух традиций - шумерской и аккадской".
Источник: "История Востока," том 1 "Восток в древности", под редакцией Якобсона В.А.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Sinais » 03 июн 2012, 14:10

спасибо, Шуламит
да, общепринято считается, что именно так все и происходило
при ассимиляции, семиты впитали культуру, религию, но и трансформировали впоследствии все,
разговорный язык, да, постепенно, перешел в аккадский, как более простой
шумерский повсеместно, долгое время оставался чем-то вроде латыни, языком науки, религии, источников (культурных, литературных, теологических)
я про это и говорила, было постепенное влияние языка, но знаний новых не принесли, а развивали прежнюю основу.
но это уже был практически другой народ

Аватара пользователя
Главный редактор журнала ТМ
Сообщения: 2722
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 19:47
Репутация: 230
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Шуламит » 03 июн 2012, 17:32

Sinais писал(а):было постепенное влияние языка, но знаний новых не принесли, а развивали прежнюю основу.
Тут уже сложно понять, кто что привнёс в культуру. :smile:

Аватара пользователя
Участник
Сообщения: 293
Зарегистрирован: 12 июл 2011, 17:46
Репутация: 0

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Бри » 05 июн 2012, 15:54

Ох ну вы тут опять спорщики. На счет синонимов иудеи и евреи, да синонимы во всем мире, но не в России, в России эти два слова носят религиозных и национальный характер. Уж так повелось. Сайт все-таки рассчитан в основном на аудиторию РФ и ближних государств. Ну да ладно.
Тут вот Атор писал про зрить в корень в Египте, в ответ ему заспорили на счет Шумер. Да Шумерская культура древняя и богатая, и многое что изучено, впрочем как и в Египте.
Но есть конкретные исследования, которые связывают иудаизм именно с Египтом, при чем не весь, а только отдельные заимствования (касательно мистерий). Да и Ветхий Завет не зря вспоминает Египет и 40 лет пустыни. Так что изучайте историю и археологию более внимательно. Нельзя однозначно говорить о том, что еще до конца не изучено. Египет или те же Шумеры, это одно из предположений.
Я белая и пушистая!

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 19:43
Репутация: 0
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Бяка » 06 июн 2012, 07:34

Бри, ну раз уж сказали А, давайте скажем и Б...
Все дело в том, что на территории России вся история еврейства последних веков связана с практикой искоренения иудаизма. Вот поэтому и закреплялся в сознании людей неправильный образ: "евреи отдельно, иудаизм отдельно". (типа новогодней елки с вифлеемской звездой на макушке, но без понятия Рождество)
Ну раз уж тут тема про иудаизм, иудаизм России, демократической страны, где не притесняемы люди ни одной из религий...., может пришло время и в отношении иудаизма говорить все как есть именно в иудаизме.... Нет такой национальности иудей (еврей), есть только человек исповедующий иудаизм, предки которого, в большинстве, исповедовали иудаизм, поэтому и называют себя эти люди иудеями (евреями).
Это обязательная аксиома, основа иудаизма, основа объединяющая народы в народ евреи.
Этнически иудеи могут принадлежать к любой национальности.
Вот прабабка царя Давида была маовитянкой. Хоть она и приняла иудаизм, и стала иудейкой (еврейкой), но наряду с этим ее продолжают называть Маовитянка Рут. А на Синай тоже были этнически люди разных народов, которые только приняв гиюр, стали евреями (иудеями). Поэтому до сих пор евреи называют себя ашкеназы, сефарды, фалашмура, мизрахи, бухари, таты и т.д. и т.п. Вот это условно можно назвать национальностью у евреев.
----------------------------
P.S. кстати, если молодого израильтянина-сабру (аборигена), из атеистов, спросить кто он, то подчеркивая то, что он не верующий, он не скажет, что он иудей-атеист или еврей-атеист (потому как нет понятия еврей без веры, где бы он ни жил), он скажет, что он ЙЕКИ (из Германии), ПОЛАНИ (из Польши), РУСИ (из России), КАВКАЗИ (из Азербайджана), бухари (из Средней Азии), Грузиним (из Грузии) и т.д. и т.п. Это, конечно, мальчишеский максимализм (если папа с мамой одарили иудаизмом, то это уже навсегда), но таким образом, называя национальную принадлежность своей общины (на заре иудаизма это было деление 12 колен, которое есть и сейчас, но мало кто знает сегодня из какого он колена), иудеи-атеисты формально отгораживают себя от веры (но все это очень условно).
Последний раз редактировалось Бяка 06 июн 2012, 09:48, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1737
Зарегистрирован: 01 апр 2012, 12:58
Репутация: 72
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение borndead » 06 июн 2012, 09:40

По одной из теорий все таки Древнеегипетские жрецы оказали серьезное влияние на еврейский народ, имеется ввиду период до изгнания и 40 лет в пустыне, то есть - после пустыни - это был уже несколько иной народ.
Ósnjallr maðr
hyggsk munu ey lifa,
ef hann við víg varask

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Sinais » 08 июн 2012, 05:56

Бри писал(а):Тут вот Атор писал про зрить в корень в Египте, в ответ ему заспорили на счет Шумер. Да Шумерская культура древняя и богатая, и многое что изучено, впрочем как и в Египте.
Но есть конкретные исследования, которые связывают иудаизм именно с Египтом, при чем не весь, а только отдельные заимствования (касательно мистерий). Да и Ветхий Завет не зря вспоминает Египет и 40 лет пустыни. Так что изучайте историю и археологию более внимательно. Нельзя однозначно говорить о том, что еще до конца не изучено. Египет или те же Шумеры, это одно из предположений.
да не то чтобы уж заспорили, а спросили - почему об этом говорит
на какие исследования, источники опирается
вот как раз - про конкретные исследования и интересно было бы узнать, и даже полезно
для внимательного изучения истории, археологии :smile:
по шумерам - не предположение, а результаты исторических данных

Аватара пользователя
Главный редактор журнала ТМ
Сообщения: 2722
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 19:47
Репутация: 230
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Шуламит » 08 июн 2012, 16:24

Бри писал(а):Так что изучайте историю и археологию более внимательно.
Изучаем. :yes: И будем изучать. Вопрос о шумерах мы обсуждали не в контексте иудаизма, а в контексте того, как семиты повлияли на развитие Древнего Междуречья.
Насчёт Египта, я думаю, спорить никто не будет. Конечно, Египет сильно повлиял на развитие иудеев и их религии. Другое дело, что в Египте жили не все евреи, а только одна переселившаяся туда ветвь. Может, конечно, от неё и пошёл иудаизм, но тут нужна консультация историка.
Последний раз редактировалось Шуламит 08 июн 2012, 17:57, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 19:43
Репутация: 0
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Бяка » 08 июн 2012, 17:02

Шуламит писал(а):в Египте жили не все евреи, а толькео одна переселившаяся туда ветвь. Может, конечно, от неё и пошёл иудаизм, но тут нужна консультация историка.
те, кто жили в Египте, еще не были евреями. За пределами Египта тех времен тоже не было ни одного еврея. Они были потомками Авраама, Якова, но не евреями.
Первыми евреями (иудеями) стали те выходцы из Египта, что на Синае приняли Заповеди со Скрижалей Завета и заключили Завет с Б-гом.
Есть даже такое высказывание Рамбама :"В начале была Книга, а потом появился еврейский народ." (т.е. были созданы моральные-культурные-идеологические-религиозные законы и только те, кто согласились их выполнять были приняты в НАРОД ЕВРЕИ)

Аватара пользователя
Главный редактор журнала ТМ
Сообщения: 2722
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 19:47
Репутация: 230
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Шуламит » 08 июн 2012, 18:02

Бяка
Спасибо. Тогда получается, что Египет никак не повлиял на иудаизм.
Надо мне будет историю иудаизма почитать. :smile:

Бяка, интересно, а почему тогда евреи относят к группе семитских народов? Допустим, те, кто получил заповеди, были семитами. Но если еврей - это религия, то причём здесь другие народы? Особенно когда можно пройти гиюр любому человеку, хоть африканцу, хоть эскимосу. Но тогда какой смысл в антисемитизме?

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 125
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 19:43
Репутация: 0
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Бяка » 08 июн 2012, 19:52

Считается...., язык Торы - иврит
(хотя свитки Мертвого Моря, например, написаны на арамейском, но привычней считать языком Торы - иврит)
А исходя из того, что в идеале, любой иудей (еврей), обязан жить по законам Торы, значит должен знать и этот язык. Так и было в прошлом..., в еврейских общинах по всему миру. В быту говорили на одном языке, но молились и все еврейские ритуалы выполняли только на иврите. А иврит - это семитский язык.
Термин "антисемитизм" - это один из феноменов, который связан только с одним Народом.
Пара цитат из еврейской энциклопедии (не путать с Википедией, где не всегда верные сведения):
"В библейский период евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых."
"Строго религиозный критерий еврея, введенный Эзрой и его соратником Нехемией (после Вавилонского плена), привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира, и хотя контакты с эллинистическим миром (завоевание Эрец-Исраэль Александром Македонским в 332 г. до н. э.) имели на первых порах дружественный характер, столкновение между еврейством и эллинизмом было неизбежно. "
Это и было началом антисемитизма. Не знаю каким словом тогда обозначались подобные действа. Но так случилось, что из всех участников конфликта здравствуют и существуют как народ до сих пор только евреи (благодаря построению именно религии). И этот факт сам по себе тоже может вызвать приступ нетерпимости. А само слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете "Победа германизма над еврейством", с того времени и прижилось в разговорной речи для определения национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Хочу привести небольшие выдержки из двух глав ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Вера патриархов.
Семейства патриархов были частью этнической общности, называемой в Библии «все сыны Эвера» (Быт. 10:21) и включавшей, наряду с кланом патриархов, сынов Иоктана, а также Нахора и Лота, то есть Моав и Аммон (Быт. 10:26–30, 22:20–24). Сюда же следует отнести потомков Авраама — Исмаила, сыновей Кетуры и Исава (Быт. 25:1–4, 12–16). Во времена патриархов все эти этнические единицы представляли собой в культурном отношении единую группу, и, очевидно, религиозные представления патриархов не могли быть принципиально отличны от представлений, принятых в остальных кланах. Фундаментальные религиозные представления, которые патриархи разделяли со всеми или с частью групп, входивших в культурно-этническую общность «сынов Эвера», несут на себе печать новизны: культурное брожение, вылившееся в миграции, сопровождалось духовным обновлением, принявшим религиозную форму. Это отражено в библейской традиции, рисующей Авраама как религиозного реформатора, порвавшего со своей культурной средой: Библия повествует о Терахе, отце Авраама, жившем со своим семейством за Евфратом и поклонявшемся иным богам; Бог выделил Авраама из родного окружения и повел на запад. Когда «сыны Эвера» покинули долину Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни и началось формирование новой системы религиозных представлений. Все, что является специфическим для религиозной жизни эпохи патриархов, трактуется в Библии как нововведение, связанное с именами Авраама, Исаака или Иакова. Имена различных божеств, элим (Элрои, Эль-‘Олам, Эль Бет-Эль и т. п.), неизвестные дотоле, были открыты патриархам, и именно патриархи называли многие места в Эрец-Исраэль теофорными именами, содержащими слово Эль. Так, Иаков ввел название Пнуэль и изменил название города Луза на Бет-Эль (Быт. 28:19; 32:30–31; 35:6, 15; ср. Суд. 1:23). Имя самого Иакова было изменено (что в ту эпоху символизировало начало новой духовной жизни) на теофорное Исраэль (Быт. 32:27, 28).
Согласно Библии, Авраам ввел внешний отличительный признак принадлежности к новой религии — обрезание, совершив обряд над собой и всеми членами своего семейства (Быт. 17:11, 23–27). Обрезание практиковалось также народностями, ведшими происхождение от Лота, племянника Авраама.
Как и все кочевники, патриархи не имели постоянных храмов, но воздвигали алтари (на открытой местности, обычно вблизи крупных ханаанских городов) почти всякий раз, когда разбивали становище. Эти алтари служили местами отправления культа после заселения Ханаана. Алтарь, следовательно, был неотъемлемой частью жизни семейства патриархов и родственных им кланов, и забой скота всегда был ритуальным. Жреческие функции выполнял глава семейства: он приносил жертвы и благословлял своих домочадцев. Внешним знаком богопочитания были поклоны и падение ниц (Быт. 17:3; 24:26, 48; Чис. 22:31) — обычай, принятый у большинства народов; специфическим для культа патриархов был обычай «призывать имя Господа» (Быт. 12:8; 13:4; 21:33; 26:25), что обычно сопровождалось воздвижением алтаря или посадкой священного дерева. Иногда вместо ритуальной посадки деревьев ставился камень или столб, служившие местом жертвенного возлияния (Быт. 28:18; 35:14).
Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избрать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов (по-видимому, по своему происхождению, божества — покровителя рода), с которым он устанавливал особую личную связь, своего рода союз, или завет. Божественный союзник обеспечивает своему почитателю защиту, блюдет его безопасность и ведет его к успеху, требуя в обмен абсолютной лояльности и подчинения. Уникальной в этой вере была идея особой интимной близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали (пусть латентно) существование различных элим; эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной», кроме которого нет иных богов (Втор. 4:35). Преемственная связь этой монотеистической концепции с религиозной верой патриархов со всей очевидностью обнаруживается в той легкости, с которой религиозная концепция Моисея была воспринята потомками патриархов — израильскими племенами, не видевшими в религиозной реформе разрыва с традиционной верой праотцев. Израильтяне относили к Яхве божественные имена времен патриархов, а также сохраняли многие религиозные обычаи и институты тех времен, в частности, практиковали обрезание. Хотя стремление к завоеванию Ханаана возникает у израильских племен только во времена Моисея, они обосновывают свое право на эту страну обетованием ее Аврааму, Исааку и Иакову. Неразрывная связь между избранным Яхве народом и обетованной Им землей определила весь ход еврейской истории.
Согласно библейской традиции, зафиксированной в книгах Исход и Числа (см. Исход книга; Числа книга), формирование Народа Израиля связано с его исходом из Египта, куда, вслед за сыном Иосифом, переселился Иаков со всем своим патриархальным семейством. Израильтяне с дозволения фараона поселились в египетской области Гошен. После смерти Иосифа и восшествия на престол нового фараона израильтяне были порабощены и долгие годы были вынуждены работать на строительстве городов, воздвигавшихся фараоном.

Исход и религиозная революция Моисея.
Иммиграция семейства Иакова в Египет является частным случаем непрерывного процесса инфильтрации западносемитских этнических элементов в Египет, начавшегося еще в конце 3 тыс. до н. э. Эта инфильтрация, вызываемая как торговыми интересами, так и постигавшими расположенные к северу от Египта области Плодородного полумесяца периодическими засухами, была большей частью мирной, однако иногда сопровождалась вооруженными столкновениями с пограничными египетскими гарнизонами, а однажды — в середине 2 тыс. до н. э. — привела даже к установлению чужеземного контроля над значительной частью страны. В таких условиях нет ничего удивительного в появлении лиц с западносемитскими именами в административном аппарате Египта, иногда даже на высших ступенях государственной иерархии. На этом историческом фоне библейский рассказ о блестящей карьере Иосифа оказывается гораздо более правдоподобным, нежели может показаться на первый взгляд.
Косвенным свидетельством пребывания израильтян в Египте служит упоминание в египетских источниках середины 15 в. до н. э.— середины 12 в. до н. э. групп, именуемых апиру, то есть хабиру или хапиру, известных из аккадских, Эль-Амарнских и других источников (см. выше). Сохранилось письмо египетского чиновника эпохи царствования Рамсеса II (1290–24 гг. до н. э.), в котором сообщается о выдаче продовольствия апиру, доставляющим камень для строительства храма Рамсеса, то есть, по всей видимости, занятым на строительстве города Пер-Рамсес. Библия (Исх. 1:8–11), со своей стороны, повествует: «И восстал в Египте новый фараон, который не знал Иосифа... И поставили над ним [народом сынов Израилевых] начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Питом и Ра‘амсес, города для запасов». Пер-Рамсес (библейский Ра‘амсес) и Пер-Атом (библейский Питом) были построены в царствование Рамсеса II и, следовательно, именно он был упоминаемым в Библии фараоном-поработителем. Таким образом, исход Израиля из Египта произошел либо в царствование Рамсеса II, либо (ср. Исх. 2:23) в самом начале царствования его сына Мернептаха, так как на стеле, увековечивающей победы последнего в Ханаане, Израиль упомянут в качестве народа, а не страны, что указывает, что израильтяне еще не создали там оседлых поселений. Заслуживает внимания распространенное в науке мнение, что массовому исходу в 13 в. до н. э. предшествовал исход отдельных групп израильтян в 14 в. до н. э. Археологические раскопки показывают, что ханаанские города в Иудейских горах подверглись внезапному разрушению в середине 13 в. Возможно также, что не все израильские племена переселились в свое время в Египет, но часть их осталась в центральном Ханаане, чем, по мнению некоторых историков, объясняется связь выходцев из Египта с Ханааном.
Историческая традиция связывает исход из Египта, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея. Согласно библейскому преданию, Моисей рос и воспитывался в египетской среде. На связь Моисея с Египтом указывает не только его имя (египетское мос[е] — `сын`), но и описываемая Библией, в полном соответствии с исторической действительностью, обстановка двора фараона; интересно отметить, что египетские исторические реалии и имена встречаются исключительно в цикле повествований о Моисее. Вместе с тем очевидно, что предание о Моисее содержит ряд фольклорных элементов, роднящих его с легендами о рождении и детстве героев в эпосах других народов Древнего Востока. При этом, однако, существует возможность установить те черты личности Моисея, которые определяют его место в национально-исторической традиции еврейского народа: Моисей-пророк-вождь и Моисей-законодатель.
В качестве вождя и пророка Моисей предстает перед нами посланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. Здесь Бог уже именуется не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем — Яхве. Недавно в науке было высказано предположение, что это весьма древнее наименование, существовавшее еще во времена патриархов и по своей грамматической конструкции сходное с аморрейскими именами, как например, Яхве-илу, означающее, согласно одной из интерпретаций, — Творец.
По словам Моисея (Исх. 4:5), Бог, от имени которого он выступал, не кто иной, как Бог Авраама, Исаака и Иакова, или Бог Всемогущий. Именем этого Бога Моисей требует от фараона освободить Его народ и отпустить Израиль из Египта. По библейскому сказанию, за отказ выполнить это требование на фараона и его страну обрушиваются тяжкие бедствия, известные как десять казней египетских. Роль Моисея как вождя народа особенно ярко выявляется в ситуациях, когда он сталкивался с народным возмущением и был объектом нападок. Несмотря на то, что Моисей долгие годы («сорок лет», то есть на протяжении жизни целого поколения) руководил народом в скитаниях по пустыне, он сам, согласно преданию, не вступает в Обетованную землю, а умирает на горе Нево к востоку от Иордана.
Другая сторона образа Моисея, запечатлевшаяся в историческом сознании народа, связана с его законодательной деятельностью. Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай и там был заключен завет (союз) между Богом и народом. Кульминацией этого события было возвещение десяти заповедей, высеченных на двух скрижалях завета. Сущность завета выражается в словах: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израильтяне обязываются соблюдать законы, переданные им Моисеем от имени Бога.
Десять заповедей охватывают разные сферы человеческой жизни: символы веры («Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом моим») и основы личной и общественной морали («не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не желай... ничего, что у ближнего твоего; помни день субботний, чтобы свято хранить его... чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты; почитай отца твоего и мать твою»). Эти заповеди являются, несомненно, наиболее древним слоем библейского законодательства.
В настоящее время установлено, что заключение союза, составляющее один из центральных элементов библейского эпоса, считалось на Древнем Востоке общепринятым обычаем при урегулировании международных отношений посредством договоров начиная с 18 в. до н. э. К этой категории принадлежат политические договоры, заключавшиеся между царем-властелином могущественной державы и правителем подвластного ему государства. Такого рода тексты встречаются в изобилии среди хеттских и аккадских документов 15–13 вв. до н. э., по образцу которых составлены многочисленные арамейские и ассирийские документы 8–7 вв. Эти договоры, в сущности, не что иное, как клятва вассала хранить верность сюзерену. Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору; во второй излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора; в третьей перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора. Союз, заключенный между Богом и израильским народом, сходен по форме с такими хеттскими и аккадскими договорами 2 тыс. до н. э., что указывает на глубокую древность основной договорной формы в Израиле. Предполагается, что древнейшая форма организации израильтян была «обществом союза», то есть объединением всех тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном. В Синайском завете израильтяне обязуются хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству. Форма этих обязательств подобна формулам, содержащимся в вассальных договорах.
По мнению некоторых историков, в частности У. Ф. Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций в Египте 14 в. до н. э. на монотеистические идеи Моисея. Эти тенденции выражались в элиминации некоторой части пантеона и в стремлении укрепить авторитет одного центрального божества. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) провозгласил Атона (солнечный диск) единственным божеством всего Египта. Атон сочетал в себе функции всех остальных божеств и был, по убеждению веровавших в него, единственным творцом-хранителем всего мироздания.
Более поздняя традиция видела в Моисее законодателя, создавшего законы Пятикнижия. Эти законы собраны в трех сводах: «Книга завета» (Исх. 21–23), священнический (жреческий) кодекс (Левит) и Второзаконие (в одноименной книге). В 19 в. среди исследователей Библии преобладало мнение, что наиболее древним из этих сводов была «Книга завета», составленная в 9 в. или 8 в. до н. э. Самым поздним считался священнический кодекс, составление которого относили к 5 в. до н. э. В настоящее время большинство исследователей пришло к заключению, что именно священнический кодекс, или его главные части, следует отнести к древнейшим слоям законодательства, а самым поздним сборником является Второзаконие.
Последний раз редактировалось Бяка 08 июн 2012, 20:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Sinais » 08 июн 2012, 20:31

спасибо, вот и про Египет конкретика

Аватара пользователя
Главный редактор журнала ТМ
Сообщения: 2722
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 19:47
Репутация: 230
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Шуламит » 09 июн 2012, 06:23

Бяка
Спасибо. :wink:

Иногда заходит
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 июл 2012, 05:54
Репутация: 0

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Cateye » 05 авг 2012, 23:59

Aleks Megen
((Некоторые из христианских авторитетов-историков считают что современный иудаизм - течение явно еретическое, отклонилось от своих христианских корней
Что вы об этом думаете?))

5773 год по иудейскому летоисчислению,2102- по христианскому...Чусвстуете кто куда уходит ''корнями '' ?
Иуда- обычтое,распространенное еврейское имя,негатив не уместен.
Во первых,при создании подобных тем, стоило бы немного просвятить себя в истории, дабы не выставлять себя невеждой и глупцом.
Во вторых ; иудаизм-первое узаконенное монотеистическое учение. Если говорить про корни, то Христианство , а после Ислам, унаследовали отголоски Иудейскив канонов.
В третьих: не рекомендую пускаться в словесные расприи не имея малейших знаний о предмете разговора.
ВСЕМ Всего доброго,а гдавное,знаний.

Добавлено спустя 23 минуты 22 секунды:
еврей не может быть не иудеем. если так угодно, то евреем можно стать приняв иудаизм.т.е. вне зависимости от исходной этнической принадлежности и национальности. родившийся от еврейской матери ребенок унаследует еврейство,даже если он не следует религии,либо следует дриугим, он считается иудеем-грешником. из чего следует принадлежность к нации передающаяся религиозным путем:)

Добавлено спустя 5 минут 39 секунд:
Бяка
((те, кто жили в Египте, еще не были евреями. За пределами Египта тех времен тоже не было ни одного еврея. Они были потомками Авраама, Якова, но не евреями.
Первыми евреями (иудеями) стали те выходцы из Египта, что на Синае приняли Заповеди со Скрижалей Завета и заключили Завет с Б-гом.
Есть даже такое высказывание Рамбама :"В начале была Книга, а потом появился еврейский народ." (т.е. были созданы моральные-культурные-идеологические-религиозные законы и только те, кто согласились их выполнять были приняты в НАРОД ЕВРЕИ))


ТОЧНЕЕ НЕ СКАЖЕШЬ
+100
У покорности самая жесткая шкура.

Аватара пользователя
Участник
Сообщения: 293
Зарегистрирован: 12 июл 2011, 17:46
Репутация: 0

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Бри » 10 авг 2012, 13:47

"Во вторых ; иудаизм-первое узаконенное монотеистическое учение. Если говорить про корни, то Христианство , а после Ислам, унаследовали отголоски Иудейскив канонов.
В третьих: не рекомендую пускаться в словесные расприи не имея малейших знаний о предмете разговора.
ВСЕМ Всего доброго,а гдавное,знаний."

с одной то стороны верно, а с другой не очень, были монотеистические учения и ранее, на счет узаконнености, а кем узаконена? те что были ранее тоже вполне себе так были законны для местных вождей и того времени. Извините за педантичность, но сам же иудаизм уходит своими корнями ну очень глубоко вообще в историю человечества.

Ну вот и про Египет все разобрались ))))

Желаю всем удачи в данной теме, будьте терпеливы, изучайте историю, народ ведь не просто задает вопросы, значит он ищет ответы, и пускай порой они глупые

Добавлено спустя 1 минуту 48 секунд:
на счет христианства выше, верно подмечено, оно родилось из иудаизма, но никак не наоборот, хотя их можно сравнивать, но лучше не стоит, традиции уже разные к нашему времени
Я белая и пушистая!

Собеседник
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:32
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Такэда Сингэн » 24 янв 2014, 19:27

Sinais

откуда по вашему пошло единобожие? Шумер или Аккад?

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Sinais » 25 янв 2014, 14:05

попытки ввести единобожие, пошли из Вавилона, с Мардука
формально - это аккадский период
а в самом Аккаде только немного "скорректировали" имена и функции тех же самых, первоначальных шумерских богов
Энки стал Эа, Инанна - Иштар и т.д.

Собеседник
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:32
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Такэда Сингэн » 25 янв 2014, 14:22

Sinais

Это очень интересная информация для меня. Если у вас есть возможность, хотел бы попросить более подробно обозначить:

1) временной период, когда начались эти попытки
2) какие секты и от какой религии стали создавать единобожие
3) Может быть вам известны причины такой перемены?

Или может быть, вам проще дать ссылки на источники, где вы эту информацию встречали.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Sinais » 25 янв 2014, 15:23

Такэда Сингэн
1 - временной период - думаю в районе 2000г., в вавилонский период, создание Энума Элиш
2 - про секты того периода ничего не слышала, не читала
мне кажется такого быть не могло, существовала единая религиозно-жреческая структура
3 - про причины не знаю, предполагаю, что политические

вот, навскидку сайты, где можно посмотреть и про историю и про религию
http://www.fordham.edu/Halsall/ancient/asbook03.asp
там все по периодам расписано
http://enenuru.net/html/sumerian_hist/chrono.htm
http://www.gerginakkum.ru/index.htm
если будет время, и у вас интерес - еще сброшу позднее

Собеседник
Сообщения: 618
Зарегистрирован: 17 сен 2013, 13:32
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Иудеи - еретики?

Сообщение Такэда Сингэн » 25 янв 2014, 15:25

Спасибо огромное! Конечно интересно, ведь это истоки нашей цивилизации и системы ценностей, системы общественных отношений.

Ответить

Вернуться в «Иудаизм»